24 Апр 2024, 11:20
My-Art Художественная галерея.
Галерея картин Блог Книги Статьи ГлавнаяРегистрацияВидео Фотогалерея
Приветствую Вас, Гость · RSS
 
Меню сайта
 
Новости
 
АНТИЧНЫЕ КАНОНЫ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА
Античные каноны фигуры человека.
 
Автор конспекта напоминает, что технологичным для художника является выбор анатомических опорных точек согласованных точками чертежных элементов построения тела (фреймов), например:
- центры вращения в суставах;
- центр вращения франкфуртской горизонтали (сустав череп - атлант).
- начало и конец гибких отделов позвоночника: участка между грудной клеткой и тазом.
Текст Гицеску выделен. Нумерация рисунков его первого тома сохранена.



Древнеегипетский канон
По мнению Шарля Бланка, единицей меры служит средний палец, умещающийся 19 раз в высоте тела. Это утверждение основывается на фигуре, найденной и описанной археологом Лепсием (в труде "Choix de monument funeraires", Лейпциг, 1852)
Длина тела в данном случае разделена на 19 частей. Сопоставляя эту фигуру с другими в труде Лепсия (рис. 189 А), разделенными таким же образом, а также с некоторыми египетскими скульпторами из коллекции Лувра, Шарль Бланк полагал, что он нашел фигурное выражение египетского канона.
Рис 190. Дорифор Поликлета.
При анализе пропорций ипользуется в качестве модуля ширина ладони по системе предложенной Гийомом.
Ширина ладони на уровне основания пальцев входит 3 раза в длину стопы
и 6 раз в длину голени до точки, находящейся выше коленной чашечки. Эта длина равна расстоянию от точки, находящейся над коленной чашечкой, до пупка и расстоянию от пупка до слухового прохода.
Туловище от рукоятки грудной кости до лобка равно 6 ширинам ладони
и равно длине предплечья и кисти от верхушки среднего пальца до локтя.
Расстояние от акромиона до локтя и от локтя до сочленения пясти и фаланги среднего пальца равны между собой и измеряются четырьмя ширинами ладони.
Непосредственных документов, касающихся систем пропорции и относящихся к древности, не имеется. Археологические и эстетические исследования греческих статуй показывают, что в произведениях того периода отражалась пропорциональность данного персонажа. В некоторых случаях пропорциональность тела служила критерием для установления эпохи, к которой относится статуя, или для определения автора и школы, к которой она принадлежит. Так, например, Дорифор, Идолино, Диадумен, Антиной признаны произведениями Поликлета и его школы по ряду признаков, среди которых пропорции играют значительную роль. Считается, что Дорифор Поликлета представляет собой статую "канон", созданную по строгим математическим расчетам.
Отрывки текстов Диодора Сицилийского и Галена (современник Витрувия) побудили Ш. Бланка проверить эту систему на Дорифоре Поликлета и Ахилле Алкамена (современник Поликлета). При этом он установил, что эта система соответствует пропорциям греческой скульптуры того времени.
Деление тела на 19 частей совпадает с анатомическими опознавательными пунктами, которые не равноценны но своей точности. Так, например, чрезвычайно вариабильны следующие опознавательные точки: 3-я, соответствующая задней округлости мышц голени ниже колена, затем 5-я и 6-я, представляющие собой верхние и нижние края надколенника, 16-я-"адамово яблоко" (кадык) и 18-я лобные кости.
В канонах пропорций тела египетской пластики отмечается увеличение длины бедра за счет нижнего конца туловища, большая ширина плеч, узкая талия и таз, короткая шея. Применение этой единицы измерения к произведениям греческой пластики приводит к меньшему числу совпадений с анатомическими опознавательными точками.
Другой анализ статуи Дорифора (Ейжен -Гийом) приводит к таким соотношением, в которых общей единицей меры может быть признана ширина ладони (рис. 190). Образцом для статуи Дорифора послужил крепкий атлет среднего роста с широким торсом и сильными плечами.
На рис. 191.Апоксиомен, Мелеагре, Гладиатор и Германикус построены по другому принципу пропорций и внесены в греческую скульптуру Лизипом. Апоксиомен. Лизипа. Полагается, что в системе пропорций Лизипа использовалась в качестве пропорций голова. Апоксиомен Лизипа производит особое впечатле ние главным образом благодаря изменению пропорций. Он высок и строен, имеет более гибкие и менее геометрические формы. Сравнительно небольшая его голова подчеркивает впечатление высоты (рис. 191). Лизип еще с древности считался изобретателем новой системы пропорций.

Рис 192. Пропорции тела по Витрувию. Рисунок из трактата "De arhitctura". Соотношения, установленные Витрувием, выраженные целых и дробных коэффициентах, позволяют создать графическое изображение структуры.
- Отношение между высотой головы и фигурой = 1/8.
- Отношение между высотой лица фигурой = 1/10.
- Высота лица = длине кисти;
- Кисть = 1/11 фигуры.
- Высота головы и шеи до рукоятки грудной кости = 1/6 фигуры.
- Расстояние от верхушки головы до линии сосков = 1/4 фигуры.
- Высота пупка находится в отношении 4/6 к фигуре.
- Высота нижнего края симфиза равнаполовине длины тела. размах рук равен фигуре.
- Предплечье вместе с кистью = 1/4 фигуры.
- Длина голени до точки под коленной чашечкой = 1/4 фигуры.
- Дуги круга ORST дают угол в 90 град.
- Верхняя радиарная сеть указывает на метод уменьшения и увеличения квадратуры.
- На рисунке вышедшем в Перудже имеются некоторые изменения отношений, установленных Витрувием.

Предполагается, что система пропорций Витрувия, обновленная в эпоху Возрождения Ченнино Ченнини и Леонардо да Винчи, непосредственно связана с положениями канона Лизипа. Это очень простой канон, он известен под названием "квадрата древних". Его графическое выражение, приданное ему Витрувием, является основой большинства европейских канонов, известных в настоящее время (рис. 192, 193).



Мы видим, что древнеегипетский канон [1] похож на разграфленный на клеточки картон для копирования на холст большего размера. При общей тенденции к системе пиктограмм, т. е. информационного направления в искусcтве [3] канон очень практичен для тиражирования. Очевидно, он никак не связан с задачей изображения человека в произвольной позе.
Очень ясно в этом каноне показана линия в контура, особенно абриса тела. Контур явно эстетизирован.
Каноны Поликлета и Лизипа [1] интересны тем, что намечены точки суставов. Но исследователи этих канонов не указали как авторы формировали абрис тела. А тем более, если говорить о скульптуре, то необходимо было формировать эстетизированный контур со всех сторон.
Именно контур. Поскольку в скульптуре в древности был принят "водяной" метод копирования малой модели в большую скульптуру в мраморе.
В ванну с моделью наливается вода. Постепенно сливая, обнажают новые контуры скульптуры, которые переносили на мраморную заготовку, и, соответственно удаляли лишний мрамор.
В рисунке также важен абрис, особенно в рисунке под живопись. Хотя при рассмотрении метода построения фигуры в произвольном ракурсе это не рассматривалось, но при изучении одного из канонов Дюрера построение внешнего контура тела будет особо рассмотрено.
Отношения канона Витрувия, не в полном объеме, но используются в практике в настоящее время. Аналогично не решены удобно для художника проблемы построения абриса тела.


1. Др. Г. Гицеску Пластическая анатомия Том 1. / Под редакцией и с
предисловиями проф. В.В. Куприянова. - Бухарест: Меридиан,
1963г. - т.1 156с. с ил.
2. Б. В. Раушенбах. Пространственные построения в живописи. Очерк основных моментов.
- М.: Наука, 1980г. 288с. с ил.

Copyright MyCorp © 2024
Поиск
Друзья сайта
Календарь
Мини-чат
200
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Конструктор сайтов - uCoz