Автор конспекта напоминает, что технологичным для художника является выбор анатомических опорных точек согласованных точками чертежных элементов построения тела (фреймов), например: - центры вращения в суставах; - центр вращения франкфуртской горизонтали (сустав череп - атлант). - начало и конец гибких отделов позвоночника: участка между грудной клеткой и тазом. Текст Гицеску выделен. Нумерация рисунков его первого тома сохранена.
Древнеегипетский канон По мнению Шарля Бланка, единицей меры служит средний палец, умещающийся 19 раз в высоте тела. Это утверждение основывается на фигуре, найденной и описанной археологом Лепсием (в труде "Choix de monument funeraires", Лейпциг, 1852) Длина тела в данном случае разделена на 19 частей. Сопоставляя эту фигуру с другими в труде Лепсия (рис. 189 А), разделенными таким же образом, а также с некоторыми египетскими скульпторами из коллекции Лувра, Шарль Бланк полагал, что он нашел фигурное выражение египетского канона.
Рис 190. Дорифор Поликлета. При анализе пропорций ипользуется в качестве модуля ширина ладони по системе предложенной Гийомом. Ширина ладони на уровне основания пальцев входит 3 раза в длину стопы и 6 раз в длину голени до точки, находящейся выше коленной чашечки. Эта длина равна расстоянию от точки, находящейся над коленной чашечкой, до пупка и расстоянию от пупка до слухового прохода. Туловище от рукоятки грудной кости до лобка равно 6 ширинам ладони и равно длине предплечья и кисти от верхушки среднего пальца до локтя. Расстояние от акромиона до локтя и от локтя до сочленения пясти и фаланги среднего пальца равны между собой и измеряются четырьмя ширинами ладони. Непосредственных документов, касающихся систем пропорции и относящихся к древности, не имеется. Археологические и эстетические исследования греческих статуй показывают, что в произведениях того периода отражалась пропорциональность данного персонажа. В некоторых случаях пропорциональность тела служила критерием для установления эпохи, к которой относится статуя, или для определения автора и школы, к которой она принадлежит. Так, например, Дорифор, Идолино, Диадумен, Антиной признаны произведениями Поликлета и его школы по ряду признаков, среди которых пропорции играют значительную роль. Считается, что Дорифор Поликлета представляет собой статую "канон", созданную по строгим математическим расчетам. Отрывки текстов Диодора Сицилийского и Галена (современник Витрувия) побудили Ш. Бланка проверить эту систему на Дорифоре Поликлета и Ахилле Алкамена (современник Поликлета). При этом он установил, что эта система соответствует пропорциям греческой скульптуры того времени. Деление тела на 19 частей совпадает с анатомическими опознавательными пунктами, которые не равноценны но своей точности. Так, например, чрезвычайно вариабильны следующие опознавательные точки: 3-я, соответствующая задней округлости мышц голени ниже колена, затем 5-я и 6-я, представляющие собой верхние и нижние края надколенника, 16-я-"адамово яблоко" (кадык) и 18-я лобные кости. В канонах пропорций тела египетской пластики отмечается увеличение длины бедра за счет нижнего конца туловища, большая ширина плеч, узкая талия и таз, короткая шея. Применение этой единицы измерения к произведениям греческой пластики приводит к меньшему числу совпадений с анатомическими опознавательными точками. Другой анализ статуи Дорифора (Ейжен -Гийом) приводит к таким соотношением, в которых общей единицей меры может быть признана ширина ладони (рис. 190). Образцом для статуи Дорифора послужил крепкий атлет среднего роста с широким торсом и сильными плечами. На рис. 191.Апоксиомен, Мелеагре, Гладиатор и Германикус построены по другому принципу пропорций и внесены в греческую скульптуру Лизипом. Апоксиомен. Лизипа. Полагается, что в системе пропорций Лизипа использовалась в качестве пропорций голова. Апоксиомен Лизипа производит особое впечатле ние главным образом благодаря изменению пропорций. Он высок и строен, имеет более гибкие и менее геометрические формы. Сравнительно небольшая его голова подчеркивает впечатление высоты (рис. 191). Лизип еще с древности считался изобретателем новой системы пропорций.
Рис 192. Пропорции тела по Витрувию. Рисунок из трактата "De arhitctura". Соотношения, установленные Витрувием, выраженные целых и дробных коэффициентах, позволяют создать графическое изображение структуры. - Отношение между высотой головы и фигурой = 1/8. - Отношение между высотой лица фигурой = 1/10. - Высота лица = длине кисти; - Кисть = 1/11 фигуры. - Высота головы и шеи до рукоятки грудной кости = 1/6 фигуры. - Расстояние от верхушки головы до линии сосков = 1/4 фигуры. - Высота пупка находится в отношении 4/6 к фигуре. - Высота нижнего края симфиза равнаполовине длины тела. размах рук равен фигуре. - Предплечье вместе с кистью = 1/4 фигуры. - Длина голени до точки под коленной чашечкой = 1/4 фигуры. - Дуги круга ORST дают угол в 90 град. - Верхняя радиарная сеть указывает на метод уменьшения и увеличения квадратуры. - На рисунке вышедшем в Перудже имеются некоторые изменения отношений, установленных Витрувием.
Предполагается, что система пропорций Витрувия, обновленная в эпоху Возрождения Ченнино Ченнини и Леонардо да Винчи, непосредственно связана с положениями канона Лизипа. Это очень простой канон, он известен под названием "квадрата древних". Его графическое выражение, приданное ему Витрувием, является основой большинства европейских канонов, известных в настоящее время (рис. 192, 193).
Мы видим, что древнеегипетский канон [1] похож на разграфленный на клеточки картон для копирования на холст большего размера. При общей тенденции к системе пиктограмм, т. е. информационного направления в искусcтве [3] канон очень практичен для тиражирования. Очевидно, он никак не связан с задачей изображения человека в произвольной позе. Очень ясно в этом каноне показана линия в контура, особенно абриса тела. Контур явно эстетизирован. Каноны Поликлета и Лизипа [1] интересны тем, что намечены точки суставов. Но исследователи этих канонов не указали как авторы формировали абрис тела. А тем более, если говорить о скульптуре, то необходимо было формировать эстетизированный контур со всех сторон. Именно контур. Поскольку в скульптуре в древности был принят "водяной" метод копирования малой модели в большую скульптуру в мраморе. В ванну с моделью наливается вода. Постепенно сливая, обнажают новые контуры скульптуры, которые переносили на мраморную заготовку, и, соответственно удаляли лишний мрамор. В рисунке также важен абрис, особенно в рисунке под живопись. Хотя при рассмотрении метода построения фигуры в произвольном ракурсе это не рассматривалось, но при изучении одного из канонов Дюрера построение внешнего контура тела будет особо рассмотрено. Отношения канона Витрувия, не в полном объеме, но используются в практике в настоящее время. Аналогично не решены удобно для художника проблемы построения абриса тела.
1. Др. Г. Гицеску Пластическая анатомия Том 1. / Под редакцией и с предисловиями проф. В.В. Куприянова. - Бухарест: Меридиан, 1963г. - т.1 156с. с ил. 2. Б. В. Раушенбах. Пространственные построения в живописи. Очерк основных моментов. - М.: Наука, 1980г. 288с. с ил.