Известная работа Малевича оказывается имела прототип, да только несколько десятков лет ранее. Есть и "небольшая" разница в названии, зато внешне очень похоже, но сначала немного фактов.
Свою самую известную картину "Чёрный квадрат" Малевич написал осенью 1915 г. По словам самого Малевича он писал её не один месяц. Работа выставлялась на последней футуристической выставке, проходившей в Петербурге 19 декабря 1915 г. Там картина занимала самое видное и почётное место-в так называемом красном углу, где обычно вешают иконы. Спустя некоторое время Малевич дивясь успеху его творения выполнил ещё несколько копий "Чёрного квадрата". С 1915г. по начало 1930-х Малевич создал четыре разных варианта, которые различались рисунком, фактурой и цветом. Он так же написал картину "Красный квадрат" и "Белый квадрат" (супрематическая ("Супрематизм-направление в авангардистском искусстве) композиция"-"Белое на белом").
На самом деле квадраты сопровождали его всю жизнь и даже после. Так, во время похорон Малевича на открытом кузове грузовика с изображением чёрного квадрата на капоте был установлен супрематический саркофаг, а над могилой был поставлен деревянный куб с изображением чёрного квадрата.
А теперь самое время рассказать о предшественниках квадратов Малевича. Один французкий журналист, писатель и юморист известный своим острым языком и вызывающе абсурдными выходками, которого звали Альфонс Алле за четверть века до Казимира Малевича явился автором произведения, как две капли воды похожего на известный "Чёный квадрат"(а так же неожиданно предвосхитил известную минималистическую пьесу "4'33" Джона Кейджа, представляющую из себя четыре с половиной "минуты молчания").
Кроме занятий литературой , Альфонс Алле имел в своей жизни ещё немало важных для общества обязанностей. В частности, он был членом правления клуба почётных гидропатов, а также одним из основных участников, принятых в руководящие органы масонского кабаре «Чёрный кот». Именно там, в Галерее Вивьен, во время выставок «Отвязанного искусства» (фр. «les Arts Incohérents») он впервые экспонировал свои знаменитые монохромные картины. Первым в серии художественных открытий Альфонса Алле стало совершенно чёрное и почти квадратное полотно «Битва негров в пещере глубокой ночью» (1893 год).
Не остановившись на достигнутом успехе, затем Алле выставил девственно белый лист бристольской бумаги под названием «Первое ричастие страдающих хлорозом девушек в снежную пору» (тоже 1893 год).
Спустя полгода, следующая картина Альфонса Алле была воспринята как своего рода «колористический взрыв». Прямоугольный пейзаж «Уборка урожая помидоров на берегу Красного моря апоплексическими кардиналами» представлял собой ярко-красную одноцветную картину без малейших признаков изображения (1894 год).
«Истинная вершина портретного искусства: когда запросто можно сесть и побриться перед собственным изображением». ( Альфонс Алле, «Штучки»).
Таким образом, за двадцать лет до супрематических откровений Казимира Малевича маститый художник Альфонс Алле стал «неизвестным автором» первых абстрактных картин. Белый прямоугольник на белом фоне и чёрный квадрат на чёрном фоне также могут быть рассмотрены как точное предвосхищение конструктивизма и концептуализма. Пожалуй, единственное отличие Альфонса Алле от его последователей заключалось в том, что он, выставляя свои ошеломляюще новаторские работы, нисколько не пытался выглядеть многозначительным философом или серьёзным первооткрывателем. Именно это, пожалуй, и обусловило отсутствие профессионального признания его вклада в историю искусства. Своими работами в области живописи Альфонс Алле очень точно пояснил старый как мир тезис: «Не так важно, что ты делаешь, гораздо важнее как ты это подаёшь».
«У голодного брюха нет ушей, но зато у него замечательный нюх». ( Альфонс Алле, «Штучки»).
Тем не менее, у трёх квадратов Альфонса Алле безусловно нашлись и свои благодарные зрители.
Увы, к нашему всеобщему сожалению история полна таких примеров и случаев, когда какое-то произведение или открытие не получает огласки и славы при жизни своего автора, а в последствии, уже под именем другого человека становится известным на весь мир. Но кто я, что бы судить или осуждать. Моей задачей было лишь привести исторические факты и рассказать эту историю поситителям сайта, которые сами могут сделать свои выводы, что я с удовольствием и сделал.
Ну вот на этом пожалуй и всё, и до следующих встреч.
|